| 
				
			 СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ НА ТЕМУ «ВЫПОЛНЯЕМ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ» Цели собрания: 
 Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно. Участники: классный руководитель, родители учащихся 2 класса. форма проведения: собрание-практикум. Организация родительского собрания: 
 подготовка приглашений для родителей;изучение учителем психолого-педагогической и методической литературы по теме собрания;организация выставки книг в помощь родителям;подготовка сценария собрания;анкетирование учащихся;составление памяток для родителей;на заседании родительского комитета обсуждается замысел собрания и составляется проект решения родительского собрания.   Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания... Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
 Сухомлинский   Ход собрания I. Вступительное слово классного руководителя. сообщение по теме собрания 
 Наши дети - второклассники. Главный объект их труда - книга, тетрадь, а главный труд в школе -учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания. Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять свое время, выполнять домашнее задание самостоятельно - всему этому ребенка нужно учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду. При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь или выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно. Выработка этих навыков у детей и у вас, уважаемые родители, может помочь знание памяток, которые нередко используют в своей работе учителя начальных классов, воспитатели группы продленного дня. Общие рекомендации к самоподготовке:(распечатанные листочки можно раздать родителям)
 
 выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;старайся все затруднения разрешить самостоятельно;о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение. Письменные задания: 
 внимательно прочитай задание;повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя. Устные задания: 
 посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;прочитай задание по учебнику;выдели основные части, главные мысли текста;прочитай задание вторично,составь план прочитанного;расскажи по плану;повтори рассказ;следи за интонацией, темпом речи;не спеши, говори ясно, четко, К решению задач: 
 прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай еще раз, подумай;повтори условия задачи и ее вопросы;подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу;проверь ход решения, ответ. К выполнению заданий по русскому языку: 
 внимательно прочитай задание;подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори;выполняя задание, сверяйся с правилами;проверь работу;если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее. К выполнению заданий по чтению: 
 прочитай текст;если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре);если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его. Правила списывания: 
 прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется;списывай, диктуя себе по слогам;проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге Обращение родителей к этим памяткам не должно выливаться в назойливое повторение одних и тех же указаний. Естественно, ненавязчиво, проявляя искренний интерес к успехам детей, надо учить их навыкам организации учебного труда. Помощь и контроль родителей не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка.При проверке домашнего задания надо нацеливать ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Вопросы родителей: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?» - помогут в этом.
 В семье следует создать атмосферу постоянного внимания друг к другу, к успехам каждого члена семьи. В такой обстановке будет естествен постоянный интерес родителей к учебным успехам ребенка, их вопрос «Что ты узнал сегодня нового?» Радость родителей по поводу успеха ребенка, его новых знаний воспитывает в нем желание учиться. В этом серьезном труде у школьника могут быть и какие-то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребенку преодолеть их, не срывают на нем свое раздражение по поводу этих неудач.
 - Часто родители жалуются, что дети по нескольку часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранны. Но ведь во 2 классе на домашние задания надо тратить не более полутора-двух часов. Возникает вопрос: что же будет делать ребенок, когда количество домашних заданий возрастет в несколько раз?Давайте попробуем разобраться с некоторыми волнующими вопросами, обсудив их в микрогруппах.
 II. Работа микрогрупп Каждая микрогруппа получает задание проанализировать предложенные ситуации, ответить на поставленные вопросы и затем доложить собранию о своей точке зрения на предложенную проблему. Задание для группы 1.  Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают. Запишите ваше мнение в таблицу. 
 
 
 | Если родители помогают | Если ребенок предоставлен сам себе |  
 | 1. | 1. |  
 | 2. | 2. |  Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах. Задание для группы 2. Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)? Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить. Задание для группы 3. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)? Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: 
 на строчку, где допущена ошибка;на слово с ошибкой; Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы. Задание для группы 4. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как посту¬пить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)? Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выпол¬нено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится. Задание для группы 5. Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждаю и отвечают)? Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родите¬лям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам. IV. Подведение итогов коллективной работы 
 Информация о выполнении задания каждой группой родителей.Выработка правильных решений проблем. V. Выступление классного руководителя - Нужно ли сидеть около ребенка, когда он учит уроки? Как помочь ребенку научиться грамотно писать? Что делать, если ваш ребенок не любит читать? Обо всем этом поговорим на следующих собраниях. А сейчас я предлагаю вам поразмышлять над одной сложной педагогической ситуацией. Ваш ребенок заявил: «Не пойду больше в школу. Заберите меня из нее!» Как вы поступите в данной ситуации?(Родители коллективно обсуждают эту ситуацию и предлагают свой вариант решения.)
 VI. Подведение итогов Ребенок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте.   ПАМЯТКА "ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК ХОДИЛ В школу с УДОВОЛЬСТВИЕМ?"   
 Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище.Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя. (Учительская газета. 1988. 23 февраля) VII. Решение родительского собрания Председатель родительского комитета зачитывает его. 
 Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.Составить памятку «Садимся за уроки».Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.   |