Методика «Дерево»
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и
располагающиеся на нем и под ним человечки. каждый учащийся получает
лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы
не предлагаем ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так
как это может повлиять на их выбор.
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите
на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное
настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный
фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож
на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим
насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева
может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый
фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем
месте вы хотели бы находиться ».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево»
проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с
положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное
положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с
учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения
методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением
учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с
ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из
фигурок человечков.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление
препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не
преодолевая трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил,
застенчивость
№ 9 - мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной
самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как
позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны
видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком
под № 17). |