Хорошие ли вы
родители?
Слишком тревожные или недостаточно отзывчивые, чересчур
панибратские или всем недовольные... Многим из нас хочется знать больше о своих
минусах и плюсах.
Анн-Катрин Перно-Массон (Anne-Catherine Pernot-Masson) –
автор книги «Разберитесь в том, какие вы родители» («Faire son bilan de
parent», Payot, 2007).
Детский психолог Анн-Катрин Перно-Массон предлагает нам
вопросы, которые полезно время от времени себе задавать, и советы, которые
помогут повысить наше «родительское мастерство».
Проблема: вам не
удается завоевать уважение.
Вы колеблетесь между попустительством и жесткими
требованиями. Угрозы наказания не действуют, правила семейной жизни меняются
под настроение… И другая крайность: суровые кары при малейшем нарушении правил,
отсутствие диалога с детьми, строгий контроль за тем, как и куда они идут,
когда возвращаются, с кем общаются и что делают в школе…
Потому что мама сказала! Потому что мама сказала!
Попустительство порождает конфликты (когда власть не
применяется, за нее идет непрерывная борьба!), но еще и вызывает тревогу у
детей, которые лишены четких представлений о границах (что разрешено? что
запрещено?). Авторитарность тоже провоцирует конфликты (особенно в общении с
подростками), а отношения с позиции силы, которые она порождает, мешают
развитию ребенка (он делается пассивным и теряет уверенность в себе).
Совет: развивайте
уверенность в себе.
Ищите точку равновесия. Чтобы не впадать в крайности,
рассматривайте авторитет как синоним ответственности. Авторитет родителей –
следствие их способности делать выбор и настойчиво проводить в жизнь то, что
они считают справедливым, правильным и необходимым для развития ребенка.
Авторитет возникает на основе договоренностей, правил, единых для всех членов
семьи, наших личных ценностей и убеждений, личности ребенка. Родители – просвещенные
деспоты: они спрашивают совета, приглашают к диалогу, выслушивают мнения, но
принимают решение сами и обеспечивают его выполнение. Почему бы не сделать
традицией семейные советы, прежде чем загонять себя в тупик? Пусть все члены
семьи по очереди высказывают свои соображения, критикуют, требуют, после чего
родители, договорившись между собой, огласят решение. Оно станет обязательным
для всех правилом.
Спросите себя
- Слушаются ли вас дети через тот промежуток
времени, который кажется вам разумным, и в соответствии с возможностями их
возраста?
-
Часто ли вы нарушаете запреты на глазах у
ребенка, при этом напоминая ему, что так делать (как вы сейчас делаете) нельзя?
Например: «Я могу переходить улицу на красный свет или ехать в автомобиле не
пристегнувшись, но ты никогда так не делай!»
Вашему ребенку от 2
до 5 лет
-
Самые первые правила, которые ребенок должен
усвоить, касаются его безопасности. Главный вопрос, который полезно себе
задать: подвергает ли он себя опасности, когда не слушается?
-
Не нарушает ли он ваши запреты относительно
горячей плиты или открытых окон?
-
Дает ли он вам руку на улице, особенно когда вы
переходите с ним дорогу?
Вашему ребенку от 6
до 11 лет
Чтобы понять свой стиль воспитания, понаблюдайте за собой.
Например, когда вы зовете ребенка ужинать, каков самый привычный и
предсказуемый сценарий? Как вы думаете, почему он поступает именно так?
-
Он немедленно слушается и приходит. Он боится,
что ваша реакция будет резкой? Он боится, что вы его разлюбите? Он усвоил, что
нужно все делать вовремя, чтобы жизнь шла гладко? Или он просто голоден?
-
Он приходит после того, как вы два или три раза
спокойно позвали его.
-
Он не идет несмотря на то, что вы уже несколько
раз позвали его. Что вы думаете? Что вы делаете?
Журнал
PSYCHOLOGIES, №30 |