О новых стандартах российского образования рассказывает Владислав
Кучма, профессор, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков НЦ здоровья детей РАМН.
- Владислав Ремирович, действительно ли наши дети так устают, как о том принято говорить?
- Да, дети устают, и об этом свидетельствуют проблемы с сердцем и
сосудами у школьников, их психическое здоровье. К 21 году многие
попадают в разряд "хроников". Сегодняшние дети физически уступают своим
сверстникам, родившимся 10 лет назад: они выжимают не такую силу, не
так быстро бегают. Педагоги признают, что до 60% учеников не в
состоянии полноценно справиться с тем объёмом информации, который
даётся по некоторым предметам.
Это всё накладывается на неправильное питание, на привязанность к
алкоголю и табаку. Исследования показывают, что в учебные дни 45%
11-летних детей не завтракают ни дома, ни в школе, при этом у них 6-7
уроков. В результате проблемы с желудком. По употреблению алкоголя
российские школьники в европейском регионе уступают только украинским.
7% 11-летних девочек и 11% мальчиков по крайней мере 1 раз в неделю
употребляют алкоголь. Как бы мы ни закрывали глаза, но у нас 15-летние
дети (24% девочек и 44% мальчиков) имеют сексуальный опыт, и мы
лидируем по количеству абортов среди подростков.
Из приходящих в школу к 1-й группе здоровья можно отнести 3-4%
(абсолютно здоровые), к окончанию 11-го класса таких остаётся 1,5%.
Все последние десятилетия шло наращивание объёма передаваемой
информации. Никто ничем не хотел поступиться: как это ребёнок не будет
знать ещё один вид бабочек или класс членистоногих? К этому добавили
множество новых предметов: историю края, мировую культуру. Была создана
достаточно жёсткая система контроля учеников: проверяли скорость
чтения, письма, на время, при завуче. Нас бы каждый день начальник
вызывал и тестировал - это же стресс.
У нас по сравнению с другими странами учебный год короче - всего 34
недели. Для сравнения: американцы учатся 36 недель, европейцы - 39
недель, а дети стран Восточной Азии - все 44 недели. Зато при этом
плотность нагрузки у наших детей гораздо больше. Вопрос о том, чтобы
задействовать летние месяцы, в своё время поднимался даже на Госсовете,
но решение так и не было принято. Ребятам лучше, когда они учатся 5
недель, а затем неделю отдыхают. Пока на такой график перешли не все
школы. Но если ввести эту систему повсеместно, она естественным образом
"залезет" на лето.
Я лично не вижу в этом ничего страшного. Это позволит сократить
количество уроков в день: планируется, что в старшей школе будет
существенное сокращение за счёт самостоятельной, проектной
деятельности. Например, даётся какое-то комплексное задание. Ученики по
отдельности или в группе должны найти соответствующую литературу,
выполнить ряд заданий, но при этом не надо сидеть постоянно в школе.
Метод позволяет сочетать теорию с самостоятельной работой.
Впервые на законодательном уровне прописываются требования не только
к образовательным программам, но и к условиям преподавания. Можно, к
примеру, изучать биологию в специализированной гимназии при Институте
палеонтологии, а можно в школе, где нет водоснабжения и туалет на
улице. Например, по новым стандартам на школьном участке должно быть 35
кв. м на одного учащегося, определённый набор спортивных сооружений,
позволяющий детям активно двигаться. Это важно, ведь что сейчас нередко
слышишь: "Мы построим атриум, у нас будет зимний сад, не надо никакого
двора".
Стандарт образования должен быть принят как государственный акт в
2010 году, но требовать его соблюдения по новым нормам в части
материально-технической базы, новых гигиенических требований будут
только через 5 лет.
Источник: "Аргументы и Факты" |