При нормальном речевом развитии дети уже к пяти годам способны
свободно пользоваться различными конструкциями сложных предложений,
имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и
словоизменения. Но у многих детей все эти знания существуют в пассивной
форме.
Источник:
Одни дошкольники мало читают, поэтому их словарный запас крайне скуден.
Другие необщительны, и их речевые навыки редко используются. Третьи
слишком активны и буквально захлебываются словами, не договаривая фразы
до конца. Но общей проблемой всех этих ребят является частое
использование местоимений и междометий, слов-паразитов - таких, как
"значит", "это", "как бы" - и замена слов жестами. Испытывая трудности
в выражении своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в
результате чего усваивают не самые лучшие образцы лексики.
Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших
школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять
слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за
этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.
Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной
речи, что им сложно литературно выражать свои мысли в сочинении. Не
удивительно, что в их творчестве встречаются подобные "перлы": "Отплыв
от берега, ноги запутались в тине" или "Отелло рассвирепело и задушило
Дездемону". У старших школьников также вызывает затруднение выделение
общего смысла художественного произведения и описание характеров
главных героев.
Развитие активной речи педагоги, логопеды и нейропсихологи
предлагают вести одновременно в нескольких направлениях, которые
включают обогащение словарного запаса, обучение последовательному
пересказу и самостоятельному составлению рассказов, активизацию
ассоциативных связей между словами.
Называем вещи своими именами
Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки
называют варежками, блюдца - тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел
различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и
проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем
попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки.
Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на
зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше
запомнить эти слова.
Для расширения словарного запаса можно использовать и другое
упражнение, в котором также используются зрительные "подсказки".
Составьте и напишите рассказ, где вместо существительных будут
нарисованы небольшие картинки, и попросите ребенка прочесть его.
Детям среднего школьного возраста понравятся задания, в которых
нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например: "Найди слово,
которым называют рыбу и наклонную поверхность" (Ответ: скат). Или: "Как
можно одинаково назвать магазин и скамейку?" (Ответ: лавка).
Устанавливаем связи между словами
Этот вид упражнений позволяет ускорить воспроизведение слов ребенком
и превратить его пассивный словарь в активный. Школьнику предлагается
игра в слова, правила которой постепенно усложняются. В начале ребенок
должен в ответ на произнесенное взрослым слово называть любое
существительное, прилагательное или другую часть речи, которая придет
ему в голову. Например, "стол" может вызвать следующие
слова-ассоциации: "кухня", "круглый", "качается", "деревянный" и т.д.
Затем ребенку предлагается отвечать только существительными в
единственном числе. Это же упражнение следует выполнить отдельно с
прилагательными, глаголами, а также словами, которые будут вызывать
вкусовые или цветовые ассоциации. Например, можно попросить ребенка
называть только сладости или предметы красного цвета.
Детям младшего возраста для развития и укрепления ассоциативных
связей полезно загадывать загадки: "Кто в лесу зимой холодной бродит
серый, злой, голодный?"
Понимаем переносный смысл
Мышление младших школьников отличается конкретностью.Однако к 8-9
годам они уже должны уметь улавливать скрытые мысли автора текста,
которые не вытекают непосредственно из написанных слов. Не обладая этим
навыком, дети и в своей собственной речи допускают излишнюю
детализацию, не выделяя главного.
Прекрасной моделью для тренировки понимания переносного смысла
высказываний являются пословицы и поговорки. Самая простая игра состоит
в том, что вы говорите ребенку пословицу, а потом даете список из
четырех других, в котором он должен выбрать близкую по смыслу.
Например: "Какой из вариантов отражает ту же мысль, что заключена в поговорке "На безрыбье и рак - рыба"?"
-
"Не сразу Москва строилась";
-
"Взялся за гуж - не говори, что не дюж";
-
"Промеж слепых и кривой вожак";
-
"Аппетит приходит во время еды".
Затем можно усложнить задание и предложить ребенку самостоятельно
объяснять смысл пословиц и поговорок. Не менее полезно учить детей
давать самостоятельные определения понятий. Пусть это будут хорошо
знакомые слова, такие как "стол", "бутерброд", "солнце". Этот тип
заданий также учит ребенка связно и обобщенно выражать свои мысли.
Видим причинно-следственные связи
Рассуждения детей могут выглядеть нелогичными или даже абсурдными
из-за того, что они неправильно выражают причинно-следственные связи
между событиями. Слова не существуют изолированно друг от друга, и в
русском языке можно найти устойчивые грамматические сочетания,
предопределяющие смысл всего высказывания. Обсудите с ребенком
особенности тех языковых конструкций, которые он употребляет неверно.
Например, если сказано словосочетание "для того", значит, вскоре
обязательно должно появиться "чтобы".
Составьте несколько предложений, в которых пропущены части
устойчивых конструкций, например: "Как вчера, … сегодня стоит теплая
погода" (пропущено "так и"). Ребенок должен вставить недостающие слова.
Читаем и пересказываем
Пересказ текстов - задание, которое сопровождает ребенка в течение
всего школьного обучения. В младших классах это устное изложение
услышанного или прочитанного, в старших - письменное.
Наиболее распространенными недостатками пересказа являются
запоминание начала и конца текста с "потерей" середины или подробное
изложение первых предложений и поверхностное упоминание об основном
содержании произведения. Сделать пересказ более равномерным поможет
составление плана. Для начала стоит попросить ребенка озаглавить каждый
абзац и затем использовать заголовки в виде опорных предложений. Затем
можно придумывать названия для более крупных частей текста. Чтобы
сделать задание более увлекательным, предложите ребенку пересказать его
любимые произведения: "Гарри Поттер", "Артур и минипуты" и т.д.
Младшим школьникам при пересказе текста помогают картинки. Возьмите
любую богато иллюстрированную детскую книжку с хорошо известной сказкой
и, листая страницы, попросите ребенка составить по рисункам рассказ.
Избавляемся от "слов-паразитов"
Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за
употребление и, соответственно, пропуск его любимых "как бы", "ну",
"значит" и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня
будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену
"слов-паразитов". Вместо их употребления можно просто сделать паузу,
потеребить ремешок часов или посмотреть на собеседника. Однако все эти
упражнения не принесут должного эффекта, если родители не будут
регулярно обсуждать с ребенком события, произошедшие в течение дня,
прочитанные книги и просмотренные фильмы. Чем больше школьник общается,
прислушиваясь к образцам правильной и красивой речи, тем лучше он
выражает свои мысли.
Источник: http://wday.ru |