Одно из первых и самых главных правил, которые надо запомнить, прежде, чем вы будете учить ребенка читать, - НАЗЫВАЕМ ЗВУК! Мы можем говорить буква, но называем только звук! И здесь очень многие, так называемые, развивающие песенки, программы и азбуки, которые учат названию букв, сильно вредят ребенку.
Не нужно учить ребенка, что это буква «эМ» или «Мэ». Называем букву [М]! Только звук, который она обозначает! И сразу склеиваем букву с гласными и читаем слоги или склады, называйте как угодно, суть от этого не меняется. Подробнее, как учить читать по складам, можно посмотреть в видео ролике.
Но что же делать, если ребенок уже выучил буквы неправильно и читать склады не может, а только называет буквы? Учить читать по-другому.
Все очень просто. Вы говорите ребенку, что с сегодняшнего дня вы читаете по-другому, по-взрослому. И запрещаете ребенку называть буквы. Теперь это табу. Это секретная информация, которую разглашать нельзя. Вспомните игру «Да и нет не говорить». Так и здесь, букву не называть, а сразу ее читать в слоге или лучше петь.
А если ребенок забыл букву? Что тогда? Забыл – не страшно. А Вы зачем рядом сидите? Просто помогите ребенку прочитать слог целиком, не называя букву.
Это мы разобрали, КАК читать. А теперь стоит уточнить, ЧТО читать. Часто родители в стремлении научить читать, как можно раньше, забывают, что ребенок еще очень маленький. И ребенку, даже дошкольнику, даже шестилетке надо играть, а не учиться. А играть можно не только с игрушками. Играть можно и нужно и с буквами, и со словами, и с текстами.
Хотите научить ребенка читать? Не стоит сразу брать предложения и книги с текстами. Научите ребенка читать короткие слова, склеивать слова из букв, ремонтировать слова, составлять предложения из слов. Игр много, выбирайте и придумывайте сами. Чем больше играет ребенок, тем лучше и легче он научится читать.
Да, и еще один нюанс, на который стоит обратить внимание – это понимание слова. Как только начали читать слова, проверяйте, как понимает ребенок, что прочитал. Не всегда нужно спрашивать, что получилось. Если у ребенка хорошая память, он может просто повторить слово по памяти, не понимая его смысла. Лучше спросите что-нибудь уточняющее об этом слове. Например, прочитал ребенок слово СОК, а вы спросите, какой он бывает, из чего делают, что с ним делают, не называя этого слова. И по ответам ребенка поймете, понял ли он, что прочитал.
Чтобы научить ребенка читать, не надо усиленно заниматься, надо почаще играть в специальные игры. И помните, что чтение – очень трудный процесс для ребенка. Время самостоятельного чтения дошкольника должно быть ограничено, не больше 5-10 минут.