Что мы не знаем о готовности к школе?
Каждый родитель шестилетнего дошкольника хочет определить готов ли его ребенок к школе. И это понятно. Ведь хорошо учиться в школе, справляться со школьными трудностями сможет только ребенок с хорошей подготовкой.
Дети, которые идут в школу недостаточно готовые к обучению, с первых дней испытывают значительные трудности и с адаптацией к школе, и с усвоением школьной программы. Это все формирует негативное отношение к учебе, создает ситуацию неуспеха. И радости в жизни не добавляет.
Многие родители знают по каким критериям определяют готовность ребенка к школе: психологическое развитие, интеллектуальное развитие и мотивация ребенка. Но есть еще один фактор готовности, о котором многие, хоть и знают, но как-то не принимают ко вниманию. Несмотря на это, именно этот фактор показывает готовность ребенка к школе и влияет на успешность или неуспешность обучения ребенка. Что же это такое?
Есть такое понятие, как физиологическая готовность ребенка к школе. И в последнее время часто наблюдается несоответвие паспортного возраста ребенка и его биологического возраста. Получается, что в 6 – 6,6 лет ребенок физически соответствует своему возрасту, а вот физиологически, по уровню зрелости нервной системы и мозга, отстает на 0,5 -1,5 года.
Возможно, кому-то покажется это незначительным. Ведет себя будущий первоклассник, как маленький ребенок? Ну и что, это он просто играется. Не умеет делать то, что мама или папа в этом возрасте прекрасно выполняли? У каждого свой путь развития. Оказывается, эти все отличия возникли не просто так.
Хотим мы этого или не хотим, но каждое наше действие зависит от состояния нервной системы и развития мозга. От развития и состояние нервной системы зависит обучаемость ребенка. И накакие уговоры или требования взрослых не смогут заставить работать мозг полноценно, если он еще не дорос до этого.
Как ни удивительно, но об этом многие народы знали очень давно, причем без психологов, неврологов. Именно поэтому еще у древних народов критерием готовности ребенка к обучению считалась его физиологическая зрелость, а не паспортный возраст. Причем, разные народы определяли биологический возраст по-разному.
Еще в Древней Греции критерием школьной зрелости было появление гороховидной кости, которая вырастает на запястье со стороны мизинца. Считалось, что с появлением этой кости, а она вырастает с 7 до 15 лет, ребенок готов к обучению.
В Японии и средневековом Китае готовность к школе зависела от молочных зубов. Окончание замены молочных зубов свидетельствовало о том, что ребенок «вошел в разум». Интересно, что с этого момента ребенок не только мог обучаться, но и полностью отвечал за свои поступки перед законом.
Наиболее широкое распространение получил филиппинский способ определения физиологического возраста ребенка. Этот способ определения готовности ребенка к обучению опирается на особенности развития ребенка.
В возрасте 5-6 лет происходит полуростовой скачок роста. В это время не только удлиняются руки и ноги, вытягивается скелет ребенка, но и происходит созревание нервной системы, появляется способность мозга быстро воспринимать и перерабатывать информацию.
Сделать этот филиппинский тест очень просто. Попросите ребенка поднять руку вверх и через макушку достать правой рукой левое ухо. Не достал, значит, физиологически мозг ребенка еще не готов к школьному обучению. Достал рукой до уха? Прекрасно, мозг готов к обучению.
Филиппинский тест показывает уровень физиологического развития ребенка, но не гарантирует, что ребенок полностью готов к обучению в школе, т.к. готовность к школе – это совокупность навыков и умений.
Не стоит торопиться и отдавать ребенка в школу, как можно раньше. Гораздо лучше сначала подготовить ребенка, дать ему дорасти, чтобы в школе он спокойно и уверенно справился с учебными нагрузками, стал успешным учеником.
Источник |