Методические требования к современному уроку - Статьи - Учителю - Каталог статей - Сайт учителя начальных классов Тогузовой А.А.
  Персональный сайт
учителя начальных классов
Тогузовой Августины Анатольевны
Меню сайта

Форма входа

Порекомендовать

Поиск

Код кнопки

Методический портал учителя
Методсовет - методический портал, союз творческих учителей, профессиональная помощь и общение, обмен опытом, совместные проекты


Категории раздела
Статьи [8]
Разработки уроков [2]
Контрольные работы [25]
Олимпиады [3]

Статистика


PR-CY.ru
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Учителю » Статьи


Методические требования к современному уроку
Методические требования к современному уроку

    * Общие подходы к проектированию урока (1 - 8)
    * Требования к цели урока (9)
    * Требования к содержанию учебного материала (10 – 15)
    * Требования к способам организации учебной деятельности (к методам, формам)   (16 – 21)
    * Требования к условиям (22 – 29)
    * Требования к оценке результатов (30 - 31)
    * Требования к личности учителя (32 – 35)

1.     Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков.

2.     Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении  образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей, особенностей детей и др.

3.     Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое (то есть прежде всего - личностное) выполнение программно-методических требований к уроку.

4.     Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.

5.     Использование игровой формы только в том случае, когда это служит выполнению целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет значения сути того, что должны  изучить дети.

6.     Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся.

7.     Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока.

8.     Специально спланированная (то есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, т.е. воспитания и в процессе обучения.

9.     Комплексное планирование целей (задач) по трем труппам:

      I. Педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности, так называемые креативные, оздоровительные и др. - это цели развития ребенка (главные цели).

      II. Цели развития образовательного процесса  (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские.

      III. Цели саморазвития учителя: а) профессионального, б) личностного.

10. Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, т.е. главного, существенного, и отработка именно этого материала.

11. Продумывание и по возможности формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

12. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

13. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся  целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное (продуманное и обоснованное) осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.

14. Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному.

15. Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), сходной, частично новой (измененной) и полностью незнакомой ситуации.

16. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.

17. Знание технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова, Фаизова, Ильясова, Кушнира, Эрдниева, Монтессори, Штайнера, Френе и др.) и их только дифференцированное применение в разных классах или группах учащихся.

18. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания форм.

19. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей с акцентом на применении мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала).

20. Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности (ОУУН).

21. Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей (и результатов) школы XXI века.

22. Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребенка в обучении.

23. Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО и др.).

24. Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам

25. По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.

26. Знание улем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты.

27. Обеспечение только благоприятных для работы гигиенических условий.

28. Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий, переход от обеспечения эстетики не только формы, но и акцентирование внимания на эстетике идеи, как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала

29. Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.

30. Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников.

31. Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, т.е. с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.

32. Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся.

33. Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми.

34. Развитие учителем в себе и использование артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства.

35. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку.

 
Литература: Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М.: Центр педагогического образования, 2007.- С.166-171  
Категория: Статьи | Добавил: Августина_Анатольевна (25.11.2010)
Просмотров: 2069 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сегодня

Мои публикации
Я на Методсовете


avgustina.moy.su © 2010 - 2016
Хостинг от uCoz